Оборона Сицилии и Италии

На конференции в Касабланке, проходившей в январе 1943 г. президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль договорились после разгрома войск Оси в Северной Африке осуществить высадку на Сицилии. План уточнили на Трайдентской конференции в Вашингтоне (май 1943 г.), тогда же Черчилль предложил высадку в Сицилии продолжить вторжением в Италию, дабы ослабить давление немцев на Восточном фронте.


Десант на Сицилию считается первым шагом в этой кампании, однако прежде союзники установили контроль над островом Пантеллерия, которые лежит в Средиземном море между Тунисом и Сицилией. Небольшой островок имел для итальянцев и немцев стратегическое значение — наряду с островком Лампедуза он служил им «глазами». На Лампедузе и Пантеллерии стояли радиолокационные станции.
ПВО острова Пантеллерия обеспечивала базировавшаяся здесь же эскадрилья истребителей С.202 из 151 Gruppo и ночное звено истребителей CR.42. Из-за постоянных обстрелов с моря боевыми кораблями ВМС США и Royal Navy итальянцы приняли 21 мая 1943 г. эвакуировать все самолеты с Пантеллерии на Сицилию.
Союзники захватили Пантеллерию 11 июня. В последние 11 дней боев за остров всего 250 итальянских и немецких самолетов числилось боеспособными, 57 из их сбили союзники. В свою очередь, англо-американская авиация лишилась над Пантеллерией 43 самолетов.
Армада союзников заканчивала подготовку к захвату южного фланга «крепости Европа». Тем временем итальянцы готовили Сицилию к обороне. Regia Aeronautica выставила 359 самолетов из следующих соединений: 4 Stormo (48 С.202), 9 Gruppo (C.205V), 10 Gruppo (C.205V), 21 Gruppo (12 С.202), 3 Gruppo (17 Bf.109), 150 Gruppo (25 Bf.109), звено из семи С.202 из 153 Gruppo. Авиация базировалась на аэродромы Катания, Чиниция, Комизо, Скьяцца, Палермо.
Кроме того, в центральной Италии имелось еще 60 боеспособных истребителей, которые базировались в римском аэропорту Чьямпино. Эти машины находились в готовности принять участие в обороне Сицилии. Истребители принадлежали 3 и 51 Stormi (22, 160, 24 Gruppi, группы имели на вооружении С.202, C.205V, Re.2001, Re.2002). Ряд бомбардировочных, разведывательных, истребительно-бомбардировочных и истребительных «автономных» подразделений был рассеян по аэродромам Сардинии, Калабрии, Пуглии и Кампании, Корсики. Эти подразделения также могли использоваться для отражения вторжения союзных войск на Сицилию.

 

К отражению десанта готовился и 2-й воздушный флот люфтваффе, в составе которого имелось пять истребительных, четыре истребительно-бомбардировочных и шесть бомбардировочных групп — примерно 350–400 самолетов. Немецкая авиация базировалась на Сицилии и Сардинии, в Калабрии, Пуглии и Кампании.
Даже теоретически немцы и итальянцы не могли противостоять воздушной мощи союзников. Американцы и англичане с запада и востока бомбами молотили по сицилийским аэродромам в течение десяти дней и ночей. После таких налетов все аэродромы стали абсолютно не пригодны для использования их авиацией. Остатки своих самолетов итальянцы сконцентрировали на авиабазе под Катанией, где они и нашли свой конец. Разведывательные самолеты союзников обнаружили итало-немецкие истребители, после чего, 5 июня, 104 истребителя превратились в обломки под бомбовым дождем. Бомбардировщики союзников сбросили на Катанью груз массой 1400 т.
Через два разведчики обнаружили авиабазу в восточной Сицилии, где находился 71 итальянский и 179 немецких истребителей, а также восемь бомбардировщиков. Базу постигла участь Катаньи.
К 9 июля потери Regia Aeronautica составили 220 машин, разбитых на аэродромах Сицилии и еще 53 самолета, сбитых в воздушных боях, люфтваффе потеряли 93 истребителя. После удара авиации союзников по базам Скьяцца и Комизо де-факто прекратили существование 3 и 150 Gruppi, хотя 4 Stormo и 21 Gruppo понесли существенно меньшие потери. В результате налета на Скьяццо 11 июля были уничтожены почти все базировавшиеся на Сицилии итальянские мессершмитты, погибло 344 человека.
В первый же день вторжения на Сицилию, 10 июля, союзники быстро захватили аэродромы Гела и Пачино, на них с Мальты немедленно перелетели «Спитфайры» и «Уархоки». Реакцией итальянцев стал налет вечером 10 июля тринадцати бомбардировщиков Z. 1007 из Перуджии на десантно-высадочные средства союзников. Несколько кораблей самолеты потопили, однако на базу не вернулось четыре Z.1007. Это был первый, но не последний налет — всего в первый день вторжения итало-германская авиация совершила более 500 боевых вылетов на бомбежку кораблей союзников.
Для срыва вторжения на Сицилию авиацию стягивали со всей Италии: восемь Re.2005 из 22 Gruppo, базировавшейся в Неаполе; восемь С.202 из 3 Stormo покинули Серветири; десять С.205 из 51 Stormo — Капотерро и Монтесератто; 14 Ju-87 из 13 Gruppo Tuffatori были направлены к Сицилии из Децимо. Кроме того, к участию в боях подключились 15 CR.42 из 15 Stormo Assalto (аэродром Ористано), 32 Re.2002 из 5 Stormo (Таргиньо), 45 G.50 из 158 и 159 Gruppo Assalto (Пистоя), 14 Ju-87 из 121 Gruppo (Сиена), 11 S.84 (Лонато-Поццоло).
В первые дни сражения итальянцы потеряли в воздушных боях и от огня зениток примерно 160 самолетов, причем 57 из них — между 10 и 12 июля. 16 июля командующий авиацией Оси на Сицилии получил приказ об эвакуации остатков своих подразделений. Через пять дней почти все уцелевшие самолеты перелетели в Италию. На аэродромах Катарья и Гербини остались немногочисленные С.202 из 155 Gruppo и CR.42 из 46 Gruppo Assalto да немного мессершмиттов люфтваффе. Эти силы, конечно же, не могли оказать на ситуацию сколь-нибудь заметного влияния. Оборонявшие Сицилию 17 августа итальянские и германские войска сложили оружие.
В июле-августе истребители Regia Aeronautica совершили 1152 боевых вылета над Сицилией. К моменту падения обороны острова авиация союзников имела тотальное превосходство в воздухе над Сицилией.
Воздушная мощь союзников после падения Сицилии переключилась на нанесение ударов по территории материковой Италии. Целью налетов являлось воздействие на моральный дух гражданского населения, налеты должны были стать прелюдией коллапса режима Муссолини. Так и получилось. Ожесточенным бомбежкам подверглись Турин, Милан, Генуя, Специя, Неаполь. Ослабленные боями над Сицилией истребители итальянских ВВС не могли закрыть небо страны от вражеских самолетов. Тем не менее, пилоты Regia Aeronautica сбили не менее 275 самолетов противника.

 

Этот внушительный счет говорит о быстрой адаптации тактики истребителей Regia Aeronautica к противодействию тяжелым четырехмоторным бомбардировщикам. Изучив богатый германский опыт борьбы с «Либерейторами» и «Крепостями», особенно отличились tenente Бордони Бислери и sergente Мажжори Горрини.
Точку поставили бомбардировки Рима. Бенито Муссолини и его фашистскую партию отстранили от власти. В Италии с 25 июля 1943 г. установилась монархия во главе с королем Виктором-Эммануилом III. 3 сентября правительство маршала Пьетре Бадоглио подписало перемирие с союзниками, через пять дней о перемирии было объявлено публично. В тот же день в Италии высадились американцы и англичане. Италия раскололась на две части. На юге — поддерживали союзников, север продолжил войну в одном лагере с Германией.

Летчики 2-й группы расслабляются с игрой в карты в тени фюзеляжа истребителя Режжиане Re. 2001. Группа интенсивно действовала с сицилийских аэродромов в период весеннего 1942 г. воздушного наступления ни Мальту. В тот период наиболее отличились следующие летчики: тененте Джорджио Почек (пять побед), сототененте Карло Сеганти (пять побед), сототененте Агостино Челентано (семь побед), марисчиалло Олиндо Симонато (пять побед) и серженте мажжиори Чезаре Ди Берт (шесть побед).

About the author