Летающие бомбы V-1 и ракетные снаряды дальнего действия V-2

Как уже сообщалось в ЭИ № 282 и 284, немцами применяется несколько модификаций летающих бомб типа V-1 (самолетов-снарядов). Ниже приводятся сведения о некоторых вариантах летающих бомб, полученные при изучении в Англии трофейных образцов.
Тип 1 — с трапециевидным крылом. Размах — 4.88 м, длина — 7,73 м, нормальная скорость — 565 км/ч.
Тип 2 — с прямоугольным крылом. Размах — 5,49 м, длина — 7,77 м, нормальная скорость — 630 км/ч.


Тип 3 — с прямоугольным крылом большого удлинения. Размах — 7,0 м, длина — 7,77 м. Полетный вес типов 1, 2 и 3 около 2000 кг.
Тип 5 — с крылом типа «бабочка». Размах — 4.88 м, длина — 7,77 м.
Тип 7 — с трапециевидным крылом большого удлинения. Размах — 7 м, длина 7,77 м.
Нормальная высота полета летающих бомб всех типов 800-1000 м, дальность полета 250 км.
Обычно считается, что вес взрывчатого заряда летающей бомбы равен 1 т или его действие соответствует действию бомбы весом в 1 т. По некоторым сообщениям, взрывчатое вещество может быть заменено другими составами, например зажигательным составом или жидкими составами.
Для регулирования дальности полета на летающей бомбе установлен часовой механизм, который останавливает двигатель путем прекращения подачи горючего и, возможно, воздействует также на автопилот. По остановке двигателя летающая бомба обычно круто пикирует под углом 45–80°. Однако в большом числе случаев наблюдалось, что летающая бомба планирует в конце полета, при этом зачастую происходит изменение курса.
Снимок нервюры крыла летающей бомбы, сделанный в Англии, показывает, что профиль крыла имеет выпуклую нижнюю поверхность и верхнюю с резким перегибом у главного лонжерона. Нервюра отштампована из стали с отбортовкой по верхней и нижней кромкам для приклепывания обшивки. Главный и задний лонжероны трубчатые, проходят через нервюру.
Борьба с летающими бомбами типа V-1 велась в Англии обычными средствами ПВО: бомбы, летящие на небольшой высоте (800-1000 м), сбивались истребителями и зенитной артиллерией до достижения ими цели. В печати указывается, что атака бомбы истребителем должна производиться с безопасного расстояния (не менее 250 м), так как были случаи, что при взрыве бомбы в результате ее обстрела атакующие истребители перевертывались взрывной волной на спину и загоралась полотняная обшивка поверхностей управления. При этом отмечается, что современные истребители рассчитаны с учетом влияния сжимаемости воздуха при очень больших скоростях, и поэтому повреждения их при разрыве летающих бомб были невелики, хотя взрывная волна и распространяется со сверхзвуковой скоростью.
Вследствие небольшой высоты полета бомб для борьбы с ними могут применяться аэростаты заграждения с сетками. Конечно, наиболее эффективным средством борьбы с летающими бомбами является уничтожение стартовых баз и заводов, производящих летающие бомбы, что и выполнялось с успехом англо-американской авиацией.
Известно, что бомбы выпускались со специальных стартовых площадок на французском, бельгийском и голландском побережье. Таких замаскированных площадок размером около 200 м² было очень много, причем некоторые из них были передвижными. В связи с освобождением союзными войсками побережья Северной Франции и продвижением их в Бельгию и Голландию было захвачено большое число стартовых площадок.

Экономические показатели летающей бомбы V-1 весьма низки. У бомбы V-1 на один литр израсходованного горючего приходится 0,72-1,08 тонно-километра пути, в 10 раз меньше, чем у современного же бомбардировщика обычной схемы. Термический КПД двигателя летающей бомбы составляет всего 2–3%, в то время как у двигателей бомбардировщика он доходит до 25 %. Стоимость изготовления самолета такого же размера и веса, как летающая бомба, составляет, по английским подсчетам, примерно 3500 фунтов стерлингов; принимая во внимание дешевизну двигателя, низкий коэффициент безопасности и грубую отделку летающей бомбы, можно определить ее стоимость в 1000 фунтов стерлингов. Следовательно, одна 1000-килограммовая авиабомба, сброшенная на территорию противника в виде летающей бомбы, обходится примерно в 1000 фунтов стерлингов. Бомбардировщик с полетным весом 18 т, могущий перевезти на такое же расстояние, как летающая бомба, 4 т бомб, стоит примерно 10 000 фунтов стерлингов. Но так как при воздушных рейдах теряется только около 5 % бомбардировщиков, в то время как летающие бомбы гибнут все и вторично использованы быть не могут, то одна тонна бомб, сброшенных бомбардировщиками, обходится вдвое дешевле летающих бомб.
Что касается точности попадания, то летающие бомбы ни в какое сравнение с бомбами, прицельно сбрасываемыми с самолета, идти не могут, так как примерно половина летающих бомб падает не ближе 5 км от центра цели, в то время как у авиабомб это расстояние составляет не более 150 м.^По площади это дает отношение примерно 1000:1, т. е. для выполнения боевого задания одного бомбардировщика понадобилось бы 1000 летающих бомб при условии, что ни одна из них не будет сбита по пути к цели. В денежном выражении отношение составит 2000:1.
Таким образом, экономические характеристики летающих бомб настолько низки, что их нельзя считать боевым оружием.

Представляет значительный интерес вопрос об определении по звуку момента начала падения летающей бомбы. Наблюдатели часто считают, что бомба заканчивает свой полет, когда слышат, что реактивный двигатель начинает работать медленнее. На самом же деле здесь лишь имеет место физическое явление, известное под названием эффекта Доплера и заключающееся в изменении частоты звуковых колебаний вследствие движения источника звука относительно наблюдателя (звук усиливается по мере приближения звучащего тела и ослабевает после тою, как источник звука проследовал мимо наблюдателя).
Предположим, что летающая бомба летит со скоростью 580 км/ч или, другими словами, пролетает 1600 м за 10 секунд, в то время как звук проходит те же 1600 м и за 5 секунд. Число слышимых тактов реактивного двигателя в одну секунду равно 60.
Пусть AC — траектория полета летающей бомбы, а в пункте В находится наблюдатель. Он услышит звук летающей бомбы, находящейся от него на расстоянии 1600 м в точке А, через 5 секунд (время, за которое звук пройдет это расстояние). На дистанции АВ двигатель летающей бомбы сделает за 10 секунд 600 тактов, но звуки дойдут до наблюдателя за 5 секунд, т. е. по 600/5=120 тактов в секунду. После того как летающая бомба пройдет пункт В, такты работы двигателя будут слышны уже в течение 15 секунд (10 секунд необходимо летающей бомбе для того, чтобы пройти дистанцию ВС, и еще 5 секунд нужно для того, чтобы звук дошел от пункта С до наблюдателя в пункте В). Но теперь уже такты будут слышны иначе, а именно: 600/15=40 тактов в секунду. Иначе говоря, когда интенсивность звука двигателя летающей бомбы начинает снижаться, то это означает лишь, что бомба прошла над наблюдателем.
Пытаясь усилить впечатление, производимое на население Англии налетами летающих бомб, немцы в последнее время стали применять новый тип ракетного снаряда V-2; известно, что ряд снарядов нового типа упал в Англии.
По данным журнала «Британский союзник», ракетный снаряд V-2 имеет длину от 13 до 16 м и в диаметре от 1,6 до 2,5 м.
Оболочка снаряда сделана из нового специального сплава, по прочности почти не уступающего стали, а по весу приближающегося к алюминию.
Снаряд состоит из трех частей: боевой, содержащей около тонны взрывчатого вещества, камеры сгорания и ряда сопел, через которые вытекают газы, образующиеся при горении. По-видимому, газы проходят через особую турбину, прежде чем выйти наружу. В первых вариантах снаряда V-2 весовое отношение взрывчатого вещества к горючему и механизмам составляло примерно 1:11.
Горючая смесь состоит из жидкого кислорода и спирта, находящихся внутри снаряда под давлением. В процессе работы кислород из жидкого состояния переходит в газообразное, обеспечивая горение спирта.
Для старта снаряда не требуется строить бетонные платформы или специальные направляющие полозья. Для старта необходима только прочная основа, как, например, плотная почва или поверхность скалы. Как передают иностранные наблюдатели, V-2 при старте устанавливается подъемным краном в вертикальном положении на опорной части корпуса. Запуск снаряда производится на расстоянии при помощи электрических приборов.
Вначале полет совершается под исключительно крутым углом возвышения, почти вертикально вверх; снаряд с возрастающей скоростью поднимается в стратосферу, достигая высоты от 90 до 150 км. Скорость снаряда в стратосфере составляет, по различным оценкам, от 1050 до 1500 км/ч. На этой скорости в последней части полета снаряд движется быстрее звука. Таким образом, он падает и взрывается еще до того, как до наблюдателя доносится шум его полета. Страшный рев, который слышится вскоре после взрыва, является в действительности шумом, возникающим при полете снаряда в воздухе.
Максимальная дальность полета снаряда в его нынешней конструкции составляет около 360 км. Таким образом, снаряды, достигающие Южной Англии, очевидно, выпускаются немцами с баз, расположенных в Голландии. Имеется, вероятно, возможность увеличить дальность действия, но для этого придется уменьшить заряд взрывчатого вещества настолько, что снаряд станет физически безвредным.
V-2, как и другие снаряды, действующие по принципу ракеты, в полете не вращается вокруг своей продольной оси. Этим он невыгодно отличается от обычных артиллерийских снарядов, так как отсутствие вращения резко снижает точность попадания.
Что касается направления полета, то наводка на цель может быть выполнена весьма точно. Однако точная установка дальности полета исключена: место падения снаряда зависит не от приборов управления, а от истощения запасов горючего.
V-2, как и V-1, является в основном оружием взрывного действия, но ввиду огромной скорости полета обладает гораздо большей пробивной силой. Размеры воронок, остающихся после взрыва V-2, колеблются в зависимости от свойств пораженного объекта и от особенностей почвы и подпочвы в том случае, когда падение происходит на открытой местности. Чем глубже воронка, тем слабее взрывная волна. Хотя в непосредственной близости от места взрыва волна обладает огромной силой, ее действие носит более ограниченный характер, чем действие летающей бомбы V-1.
Во время экспериментальной работы со снарядами V-2 немцы испытали немало трудностей в связи с тем, что снаряд отличается исключительной чувствительностью и неудобен в обращении. По сведениям из нейтральных источников, многие из первых снарядов распадались на части в стратосфере. Другие снаряды падали совсем не в том месте, куда они были направлены.
Совершенно ясно, что реактивный снаряд V-2 еще менее экономичен, чем V-1. Применение его, возможно, и принесет некоторый ущерб, но в целом ни в какой мере не сможет повлиять на ход военных операций.

About the author