Истребитель Локхид «Лайтнинг» P-38J

Самолет P-38J (рис. 1) является шестой модификацией истребителя «Лайтнинг», принятой на вооружение ВВС США. Первые три модели — P-38D, Р-38Е, P-38F — состояли на вооружении с 1941 г. В 1942 г. на вооружение поступил самолет P-38G (см. ЭИ № 11, 1943 г.). Спустя год на вооружение был принят самолет Р-38Н с моторами Аллисон V-1710-89/91 взлетной мощностью по 1425 л. с. Первая модель P-38J появилась в конце 1943 г.
По сравнению с предыдущими модификациями самолет серии J имеет значительно улучшенные летно-тактические данные и ряд конструкционных нововведений.


На самолете установлены выдвижные закрылки (рис. 2) с сервоуправлением, которые могут также работать как тормозные щитки. Кроме того, под крылом установлены электроуправляемые двухстворчатые тормозные щитки (рис. 3), значительно уменьшающие влияние сжимаемости при пикировании самолета с работающими моторами. Эти щитки представляют собой металлические полосы площадью около 0,28 м², укрепленные на нижней поверхности крыла и в нормальном полете убирающиеся заподлицо с обшивкой. Применение щитков дает возможность сохранить управляемость самолета при очень высоких скоростях пикирования. При испытаниях самолет пикировал с этими щитками с высоты 10500 м.
На самолете установлены моторы Аллисон серии Н мощностью по 1520 л. с. на высоте 8230 м и трехлопастные винты Кертисс «Электроматик» диаметром 3,5 м. В верхних частях балок за моторами установлены турбокомпрессоры «Дженерал Электрик» (рис. 4) с авторегуляторами наддува. Под моторами помещены спаренные маслорадиаторы и промежуточные радиаторы ТК (рис. 5). Створки маслорадиатора управляются термостатом. В балках за отсеками шасси размещены радиаторы охлаждающей жидкости, створки радиаторов управляются автоматически. Расширительные бачки установлены в передних частях каждой моторной установки.

 

Горючее размещено в четырех мягких протектированных баках в центроплане, в двух бензобаках в передних частях консолей крыла, в резервном бензобаке в нижней и задней частях гондолы. Под расходным бензобаком установлены подкачивающие электробензопомпы, используемые на взлете и в полете на больших высотах. В обычных условиях горючее подается моторными помпами. Из консольных бензобаков горючее поступает непосредственно в моторы, минуя расходный бензобак. Предусмотрена установка двух сбрасываемых подвесных бензобаков под центропланом.
Вооружение самолета установлено в передней части гондолы и состоит из пушки калибра 20 мм с боезапасом 150 снарядов; 4 пулеметов калибра 12,7 мм с общим боезапасом 2000 патронов. Управление огнем электрическое. Перезарядка производится только на земле. За козырьком фонаря, на кронштейне, установлен коллиматорный прицел.
Отстрелянные звенья и гильзы пулеметов выбрасываются наружу через отверстия в нижней части гондолы. Под пушкой установлен ящик для отстрелянных гильз и звеньев. На самолете предусмотрен электрообогрев отсека вооружения. В передней части гондолы для учета попаданий при стрельбе установлена фотокамера.
Для улучшения обзора сиденье летчика сдвинуто по направлению к передней кромке крыла.

Характеристика самолета

Размах крыла, м 15,84
Длина самолета, м 11,47
Высота самолета, м 2,94
Площадь крыла, м².. 30,4
Удлинение 8,2
Вес пустого, кг 5760
Полетный вес, кг 7260
Нагрузка на 1 м², кг 238
Нагрузка на 1 л. с., кг 2,4
Максимальная скорость, км/ч 684
Практический потолок, м 9100
Максимальная дальность, км 3200
Разбег, м 270
Пробег, м 400

About the author