Уоррент-офицер Тошно Куроива

Тошио Куроива оставил свой след в истории морской авиации Японии, благодаря первой официальной воздушной победе летчиков ВМС. Курсива родился в префектуре Фукуока в 1908 г., вступил в ВМС в 1926 г., а через два года его с выбрали для прохождения летной подготовки.
Трения в отношению, между Японией и Китаем привели к первому Шанхайскому инциденту, а затем последовало Шанхайское восстание. Япония немедленно направила в Китай для защиты своих интересов экспедиционный корпус. С моря этот корпус поддерживал флот, в состав соединения ВМС входил авианосец «Kara». Курсива проходил в тот момент службу как раз в составе авиагруппы этого корабля.


Первый воздушный бой между японскими и китайскими самолетами состоялся 22 февраля 1932 г. в районе железнодорожной станции Сучоу. Три палубных бомбардировщика В1М3, шедшие под эскортом тройки истребителей-бипланов A1N2 тип 3, атаковал одиночный Боинг Р-12, в кабине которого сидел американский волонтер Роберт Шорт. Не обращая внимания на истребители прикрытия, Шорт устремился к ударным машинам и сбил один бомбардировщик. Японские истребители атаковали немедленно — на Боинге скрестились трассы, выпущенные из пулеметов самолетов Нокиджи Икуты, Кацоу Такео и Тошио Курсивы. Пули изрешетили и Боинг, и его летчика. Первый в истории японской морской авиации сбитый самолет противника записали как групповую победу сразу трем летчикам.
В 1938 г. Курсива, переведенный в 12-ю авиагруппу, принимал участие в многочисленных воздушных боях с самолетами ВВС Китая. Пилот виртуозно владел своим антикварным бипланом, за что получил прозвище «хулиган». В конце 1939 г. летчика отозвали в Японию, к этому времени Тоширо Курсиве стукнул 31 год — он стал староват для службы в истребительных подразделениях первой линии и его списали в транспортную авиацию.
Тоширо Курсива не вернулся из транспортного полета над Малайским полуостровом 26 августа 1944 г., обстоятельства его гибели не известны. Всего летчик сбил в воздушных боях 13 самолетов противника.

About the author