Появление МиГов

Шестерка реактивных истребителей со стреловидными крыльями атаковала 1 ноября 1950 г. группу американских «Мустангов». «Джеты» коммунистов появились со стороны реки Ялу, которую авиации Объединенных Наций пересекать запрещалось. В тот день мало кто обратил внимание на появление в небе Кореи МиГ-15, а это были самолеты именно этого типа. Героями дня стали летчики P-51D капитаны Элма Флэк и Роберт Трешер из 67-й эскадрильи 18-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла, которым засчитали по одному сбитому Як-9.


На следующий день Флэк вновь отличился — сбил Як-9. 2 ноября две победы на двоих поделили пилоты «Шутинг Старов» Роберт Уэйн и Чарлз Вурстер. Еще один Як-9 поджег 1-й лейтенант Джэймс Глесснер из 12-й эскадрильи 18-й истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Глесснер одержал свою победу на «Мустанге» P-51D с бортовым номером 45-11736 — это был четвертый от конца из всех построенных «Мустангов»! 6 ноября Як-9 сбили капитан Ховард Прайс и 1-й лейтенант Генри Рейнольде из 67-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, каждому летчику записали по «половинке» Яка, таким образом, боевой счет Прайса стал 1,5 победы.
Сообщению летчиков «Мустангов» о встречи 1 ноябре с реактивными истребителями неизвестного типа не придали значения ни в штабе Макартура, ни в разведотделе. Американцы пребывали в эйфории, предчувствуя скорое и победное завершение войны. Макартур планировал уладить дела в Корее к Рождеству. Вскоре у американцев появилось весомое доказательство наличия у северокорейцев реактивных истребителей. Подполковник Клар Смит из 25-й эскадрильи 51-го авиакрыла истребителей-перехватчиков привез на своем «Шутинг Старе» из боевого вылета пленку фотокинопулемета, на кадрах которой ясно был запечатлен истребитель со стреловидными крыльями. Опять, этому факту никто не придал должного значения.
Американцы считали, что на МиГ-15 летают корейцы, в крайнем случае — китайцы. Летчики самолетов сил ООН перехватывали радиопереговоры на русском языке, но разведка посчитала, что это отдает команды советский военный советник новичку-пилоту, занявшему место в кабине МиГа. На самом деле, с начала ноября-месяца в воздушной кампании в Корее появился новый фактор, который не исчезал до самого конца войны — советские летчики на советских самолетах.
До своего появления в Корее никто на Западе толком не слышал об истребителе МиГ-15 — реактивном среднеплане, оснащенным стреловидными крыльями. В основу конструкции МиГа, так же как и основу конструкции американского «Сейбра», были положены трофейные исследования немецких аэродинамиков в области стреловидного крыла. Первый полет прототип МиГ-15 совершил 30 декабря 1947 г. — всего на 90 дней позже, чем поднялся в воздух опытный «Сейбр». На советском истребителе стоял двигатель РД-45Ф тягой 4500 фунтов, копия британского ТРД «Нин». Вооружение состояло из двух пушек калибра 23 мм и одной — 37 мм. Максимальная скорость на высоте 10 000 футов составляла 640 миль в час.

Впервые в небе Кореи реактивные истребители столкнулись нос к носу 8 ноября 1950 г. В этот день перед звеном F-8 °C из 16-й эскадрильи была поставлена задача подавить зенитные батареи, прикрывающие аэродром Синуйджи. По самому аэродрому предстояло работать бомбардировщикам В-29. Четверку «Шутинг Старов» возглавил подполковник Эванс Стефенс. Ведомым подполковника шел прикомандированной к подразделению Стефенса первый лейтенант Рассел Браун из 26-й истребительной эскадрильи 51-го авиакрыла истребителей-бомбардировщиков. Браун тот вылет делал на «Шутинг Старе» с надписью «ELENE», принадлежавшим 1-му лейтенанту Джэку Смту. Истребители-бомбардировщики нанесли удар по позициям зениток, после чего Стефенс развернул группу на обратный курс. Летчики стремились побыстрее выйти из зоны обстрела. «Я выжимал из двигателя 97 % тяги», — вспоминал Стефенс. В это время по радио подполковника предупредили: «С севера на подходе восьмерка МиГов». Лейтенант Браун визуально обнаружил противника. МиГи приближались стремительно — теперь американцы оказались в шкуре пилотов поршневых Яков. Оторваться от противника не представлялось возможным. Браун перевел свой истребитель в пологое пикирование и обогнал самолет командира. Лейтенант сумел поймать момент и сам устремился в атаку. Ведущий прикрывал ведомого. Стефенс сделал змейку с целью осмотреть воздушное пространство — не гонятся ли МиГи за замыкающей парой:
— Я оглянулся — нет ли где Мигов? Я увидел одного, и где! Истребитель противника висел у меня на хвосте!
Стефенсу удалось оторваться от Мига резким переходом в пикирование, а Браун все-таки «достал» своего «бандита», не смотря а то, что на его самолете отказали пять пулеметов из шести! По американской версии именно 8 ноября 1950 г. произошел первый в истории воздушный бой между реактивными истребителями. В этом бою 1-й лейтенант Рассел Браун сбил МиГ-15 — первая победа реактивного истребителя над реактивным истребителем в истории воздушной войны!
На следующий день Миг-15 тяжело повредил RB-29 из 91-й разведывательной эскадрильи. Подбитому разведчику пришлось совершить вынужденную посадку при которой погибло пятеро членов экипажа. Раньше чем четырехмоторный самолет по существу разбился, его воздушный стрелок сержант Гарри Лавин сбил один из атаковавших RB-29 Мигов. 10 ноября МиГи сбили над рекой Ялу бомбардировщик В-29.
10 ноября счет победам в воздушных боях над Мигами открыли летчики морской авиации США: командир эскадрильи VF-111 из авиакрыла авианосца «Филиппин Си» подполковник Уильям Томас Амин сбил на своей «Пантере» F9F-2 реактивный истребитель коммунистов. Воздушный бой проходил на малой высоте. Ближе к вечеру того же дня два летчика с авианосца «Вэлли Форж» сбили еще один МиГ, также на малой высоте. Третьей победы над МиГ-15 пилоты палубных эскадрилий добились неделю спустя.
Ситуация изменилась не только в воздухе. В ночь на 26 ноября орды китайских «добровольцев» перешли в наступление по всему фронту. Наступление оказалось для американцев абсолютно внезапным, разведка сил ООН банально «проспала» сосредоточение десятков тысяч солдат противника в прифронтовых районах. В операции приняло участие не менее 50 китайских дивизий.
К этому моменту на китайском брегу реки Ялу в боевой готовности находилось уже почти 400 МиГов. У сил ООН не было самолета, равного МиГ-15 по летным характеристикам и боевой эффективности. Счастье еще, что МиГ-15 был «чистым» истребителем, а не истребителем-бомбардировщиком, и не мог наносить удары по наземным целям. Тем не менее, МиГи-15 без особых проблем могли очистить небо от бомбардировщиков союзников. Кроме того, летчикам истребителей МиГ-15 категорически запрещалось пересекать линию фронта.

About the author