51-е авиационное крыло истребителей-перехватчиков

Послание полковника Тинга возымело действие: начальник штаба ВВС США Ванденберг пообещал направить дополнительное количество «Сейбров» в Корею в течение ближайшего месяца. Ванденберг приказал изъять 75 истребителей F-86A/Е и летчиков для них из системы ПВО Северо-Американского континента. Самолеты и личный состав погрузили в порту Аламеда, шт. Калифорния, на борт эскортного авианосца, который отправился к берегам Японии.
Эти самолеты поступили на вооружение 51-го крыла истребителей-перехватчиков, которое стало базироваться в Сувоне. Сначала 51-е крыло включало две эскадрильи — 16-й и 25-й, третья эскадрилья была сформирована на базе 4-го авиакрыла.


Летчики 4-го авиакрыла сбили 27 ноября 1951 г. четыре МиГа, один из них записал на свой счет майор Ричард Крейтон, четвертый на тот момент ас ВВС США. Крейтон по праву считался пионером «реактивного летания», он имел репутацию харизматического лидера и превосходного тактика. Перед самым началом Корейской войны Крейтон установил на «Сейбре» мировой рекорд скорости полета. Два МиГа сбил еще один пионер американской реактивной авиации командир 334-й эскадрильи майор Джордж Дэвис, Дэвиса отличала редкая агрессивность в бою и высокий уровень тактического мышления. На следующий день вторую и третью победы в небе Кореи одержал «Бонне» Маршал. Еще один МиГ 28 ноября с помощью полковника Тинга сбил 1-й лейтенант Дэйтон Рэглэнд — один из первых черных летчиков ВВС США.
30 ноября ведомая полковником Бенджамином Пристоном группа из 31 «Сейбра» 4-го авиакрыла вступила в воздушной бой с группой самолетов коммунистов, включавшей 12 бомбардировщиков Ту-2, 16 поршневых истребителей Ла-9 и 16 реактивных истребителей МиГ-15. Группа являлась ничем иным как возрожденными ВВС Северной Кореи. Разведка ООН обнаружила строительство аэродрома в Уйджи на южном берегу реки Ялу. Судя по радиоперехватам, база создавалось для корейских самолетов, а не для китайских. Два звена «Сейбров» спикировали на самолеты ВВС КНДР, в первом заходе американцы сбили по одному Ла-9 и Ту-2.
Двухмоторный бомбардировщик Ту-2 записал на свой счет майор Дэвис, став тем самым на тот момент пятым по результативности американским летчиком. Майор Уильям «Бонне» Маршал в том бою сбил Ту-2 и Ла-9, он стал асом № 6 ВВС США. По одному Ту-2 сбили 1-е лейтенанты Роберт Экин, Джон Барк и Дуглас Иване. Ла-9 на свой счет записали полковник Присгон (это была его четвертая и последняя победа в Корее) и 1 — и лейтенант Джон Хонэкер.

Оставшиеся в живых ветераны австралийской 77-й эскадрильи терпеть не могут вспоминать день 1 декабря 1951 г. В первый день зимы на боевое задание ушло 14 «Метеоров». Два истребителя остались кружить над Пхеньяном, выполняя функции самолетов-ретрансляторов, в то время как три звена двухмоторных реактивных истребителей углубились в «страну МиГов».
Звенья «Метеоров» шли на высоте 19 000 футов держали курс 70 град., когда на них вышла группа из примерно 40 МиГ-15. МиГи без проблем заняли самую выигрышную позицию для атаки — на шести часах. Пара МиГов атаковала два замыкающих «Метеора» из третьего звена («Чарли 3» и «Чарли 4»). Другая пара китайских, точнее советских самолетов ударила по истребителям второго звена. Летчики «Метеоров» из первого звена наблюдали как стал заваливаться на крыло один из «Метеоров» звена «Чарли». В кабине самолета с бортовым номером А77-15 сидел флэг-офицер Брюс Джогерли, начинавший карьеру летчика-истребителя на «Киттихауке» в годы второй мировой войны. Атаковавшие третье звено «Метеоров» МиГи боевым разворотом ушли занимать исходное положение для повторной атаки.
Первая четверка австралийцев закрутила карусель с МиГами. Противники обменялись несколькими очередями, ни одна из которых не достигла цели. Один из летчиков МиГ-15 зазевался на вираже, дав командиру второй пары австралийского звена возможность всадить в свой самолет пятисекундную очередь. Пули повредили заднюю часть фюзеляжа и правую плоскость крыла. МиГ отвалил влево, за ним тянулся белесый шлейф вытекавшего из пробитого бака топлива. На «Метеор», ставший виновником выхода из боя МиГа, немедленно навалилась четверка истребителей. Ведущий пары сумел вывернуться из под удара и даже успел выпустить короткую очередь по одному из истребителей противника. Результата пилот «Метеора» не видел, но МиГ — исчез.
Ведущий наконец-то получил возможность воссоединится со своим ведомым. Ведомый видел, как МиГ, по которому прошлась очередь командира, загорелся и упал в горах. Австралийцы обнаружили одиночный МиГ на дистанции порядка 2000 футов. Истребитель противника летел на высоте примерно 4000 — 5000 футов. Ведущий пары сблизился с ним до 1200 футов и спикировал с высоты 14 000 футов. После длинной очереди, выпущенной пилотом «Метеора», МиГ загорелся, перешел в беспорядочное падение, после чего столкнулся с землей.
Командир второго звена австралийцев вышел из атаки набором высоты в сторону солнца. МиГи отстали только на высоте 27 000 футов. Ведомому повезло меньше — ведущий второй пары второго звена видел, как его «Метеор» загорелся, а потом взорвался в воздухе примерно на высоте 12 000 футов. С высоты 24 000 футов пилот заметил, как пара Мигов загнала два «Метеора» в крутой вираж радиусом всего 200–300 ярдов.
Ведущий решил прийти на помощь, однако на высоте примерно 10 000 футов его самого перехватили МиГи. Один МиГ сам влез в поле зрения прицела и получил короткую очередь по фюзеляжу. Истребитель отвалил в сторону, за ним тянулся шлейф вытекавшего из пробитого бака топлива. «Метеор» вновь стал набирать высоту, набрав 30 000 футов, ведущий второй пары третьего звена вышел из боя.

Третье звено австралийцев в результате атаки МиГов также распалось на пары. «Метеор» ведомого командира первой пары был подбит. Командир успел обстрелять проскочившую вперед пару МиГов, но — безрезультатно.
— Затем нас атаковала сверху с правой полусферы еще одна пара МиГов. Командир вывернулся, а затем увидел, как на два наших истребителя насели МиГи. Он хотел атаковать, но противник упредил — на нас опять навалились истребители.
— На запрос по рации ведомый второй пары третьего звена ответил, что у него на исходе горючее и отказала электросистема. Самолет ведомого второй пары из того же звена также получил повреждения — не работали все основные пилотажно-навигационные приборы: стрелка указателя высота замерла на отметке 12 500 футов, махометр уверенно показывал ноль. Летчик сообщил по рации, что наблюдал два взрыва от упавших самолетов в горах севернее Пхеньяна. Уже после переговоров по рации ведомого атаковал одиночный МиГ-15, к счастью — безуспешно. Второй заход летчик МиГа делать не стал.
— Мы. скорее всего, сбили два МиГ-15. Один на счету — ведущего второй пары первого звена (Джогерли, первый австралиец, сбивший реактивный самолет на реактивном самолете), второй — засчитали эскадрилье в целом. На базу не вернулось три «Метеора: борт А77-29 (сержант Томпсон, ведомый второй пары второго звена), борт А77-949 (флайт-сержант Эрмитт, командир второй пары третьего звена) и борт А77-251 (сержант Драммонд, ведомый второй пары третьего звена). Томпсон и Драммонд благополучно катапультировались, а после приземления попали в плен. Оба погибли в авиакатастрофах, после возвращения из плена в строй ВВС Австралии. Первый разбился на «Сейбре», второй — на «Мираже III». Эрмитт погиб в бою 1 декабря 1951 г.
В тот же день, 1 декабря 1951 г., пилот «Шутинг Стара» 2-й лейтенант Роберт Смит из 36-й эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла сбил МиГ-15, а полковник Габрески получил назначение командиром прибывшего в Сувон второго авиакрыла «Сейбров». 1 декабря летчики 51-го авиакрыла открыли свой боевой счет. В первом же вылете на патрулирование 1-й лейтенант Пол Роэч из 25-й эскадрильи сбил МиГ-15.

 

About the author