Британские «Корсары»

Из-за неудовлетворительных качеств специализированных палубных самолетов конструкции фирм Фэйри и Блэкбарн — традиционных поставщиков флота Ее Величества — командованию морской авиации пришлось форсировать разработку авианосных модификаций истребителей RAF. Так в тяжелую пору 1941-42 г.г. появились самолеты «Си Харрикейн» и «Сифайр». Эти истребители значительно превосходили самолеты «Фалмэр» и «Скуа», но их дальность полета и посадочные характеристики по прежнему не устраивали моряков.


К счастью для командования авиации Royal NAVY в конце 1941 г. начались массовые поставки из США настоящих палубных истребителей — самолетов Грумман «Уайлдкэт» (в Великобритании они получили наименование «Мартлет»). «Уайлдкэт» обладал большой дальностью и продолжительностью полета, неплохими посадочными характеристиками, но у него имелся принципиальный для истребителя недостаток — малая максимальная скорость полета, всего 315 миль/ч. Не успели «Мартлеты» поступить на вооружение британского флота, как командование Fleet Air Arm стало искать ему за океаном замену.

 

37. Истребитель F4U-1 «белый 10» «GUS’S GOPHER» 1-го лейтенанта Уильбура Дж. Томаса, эскадрилья VMF-213, Гуадалканал, июль 1943 г.
Отметки о победах, изображенные на борту фюзеляжа, отражают успехи Томаса в период его второй «командировки» — семь подтвержденных побед и одна вероятная. Первые четыре «Зеро» летчик сбил в бою 30 июня 1943 г. 15 июля Томас сбил над Велла-Лавелла два «Зеро» и один «Бетти». Томас стал одним из самых удачливых летчиков-истребителей авиации корпуса морской пехоты США -18,5 подтвержденных побед, 3,333 вероятных и три поврежденных самолета противника. Большинство своих побед он одержал в 1943 г. над водами Юго-Западной части Тихого океана. В феврале 1945 г., действуя с борта авианосца «Эссекс», ас сбил два «Зеро», повредил два «Оскара» и записал на свой счет 0,333 вероятные победы.

 

К этому времени фирма Чэнс-Воут из Коннектикута предложила совершенно новый тип палубного истребителя — XF4U-1 «Корсар». Самолет предназначался прежде всего для авиации флота США, но стал предметом переговоров между Лондоном и Вашингтоном о возможности поставки Британии крупной партии «Корсаров» в рамках программы ленд-лиза. Переговоры увенчались успехом: авиации флота Ее Величества получила 2012 «Корсаров» четырех модификаций. «Корсар» стал самым популярным истребителем из числа поставлявшихся в годы второй мировой войны Великобритании американских самолетов аналогичного назначения.
Историки до сих пор не устают спорить о пригодности «Корсаров» для базирования на авианосцах. В свое время американские адмиралы сочли самолет чрезмерно сложным на взлете и посадке для палубного летчика средней квалификации. Особо отмечались чрезмерно жесткие амортизаторы основных опор шасси из-за чего самолет на посадке стремился встать на нос и плохой обзор из кабины.
Эти и другие факторы привели к тому, что палубные эскадрильи ВМС США оснащались исключительно истребителями F6F «Хэллкет». Первые «Корсары» появились на палубах американских авианосцев только в 1944 г. К этому времени британский флот уже почти год эксплуатировал истребители F4U на авианесущих кораблях. С апреля 1944 г. «Корсары» британских эскадрилий палубного базирования воевали и в Европе, и на Тихом океане.
Не взирая на «дикую» репутацию самолета, англичане приступили к перевооружению своих эскадрилий на «Косары I» с середины 1943 г. Эскадрильи, оснащенные «Корсарами» готовились к боевым действиям на океанских просторах. Британские «Корсары» несколько отличались от американских. В частности, из-за меньших размеров самолетоподъемников британских авианосцев, пришлось укоротить плоскости крыла на восемь дюймов. Совершенно неожиданно «обрезание» положительно сказалось на пикирующих качествах самолета, уменьшило «парашютирование» на финальной стадии посадки. Все же многие высшие чины командования Fleet Air Arm испытывали по отношению к новому истребителю опасения, аналогичные опасениям адмиралов ВМС США.
В начале 1944 г. в составе флота Метрополии и Дальневосточного флота имелось восемь эскадрилий, вооруженных «Корсарами». К концу войны в составе Fleet Air Arm имелось уже 18 эскадрилий. Самолеты F4U-1, известные в Британии как «Корсар I» (поставлено 95 штук), поступили на вооружение 1830-й и 1833-й эскадрилий; в боях этим самолеты англичане не применяли. Более совершенных «Корсаров» Mk II Британия получила 510 экземпляров. «Корсары II» перебрасывались в Великобританию на палубах эскортных авианосцев.
К апрелю 1944 г. флот Метрополии был готов направить вооруженные «Корсарами» эскадрильи на войну. 28 новых истребителей из 1834-й и 1836-й эскадрилий приняли участие в операции «Тангстин» — налету 121 самолета с шести авианосцев на стоявший в Альтен-фьорде немецкий линкор «Тирпиц». Обе эскадрильи в период проведения операции базировались на борту авианосца «Викториес». Пилоты «Корсаров» не встретили противодействия истребителей люфтваффе, настоящий боевой дебют не состоялся.
Дебют «Корсаров» Ее Величества в водах Индийского океана состоялся также в апреле 1944 г., вскоре после проведения операции против «Тирпица». На борту авианосца «Илластриес» находились оснащенные «Корсарами» 1830-я и 1833-я эскадрильи. Целью операции являлся поиск рейдеров противника в водах восточнее Цейлона. Летчики «Корсаров» с авианосца «Илластриес», как и их коллеги в ходе налета на «Тирпиц», противника в воздухе не встретили, но получили опыт совместных действий с пилотами самолетов авиагруппы американского авианосца «Саратога».
В июле к двум эскадрильям «Корсаров», базирующихся на авианосце «Илластриес», присоединилась третья — 1837-я, самолеты которой базировались на прибывший к Цейлоны авианосец «Викториес». Теперь на двух авианосцах находилось 42 «Корсара». 25 июля «Корсары» прикрывали с воздуха эскадру из трех линкоров, семи крейсеров и двух эсминцев, обстреливавших портовые сооружения и нефтехранилища на острове Сабанг.
Японская авиация пыталась нанести удар по кораблям, дав наконец возможность пилотам британских «Корсаров» вкусить первой крови. Пилоты 1830-й эскадрильи сбили три «Зеро», 1833-й — два «Зеро» и бомбардировщик Ки-21 «Сэлли». Еще один «Зеро» сбили «Корсары» 1838-й эскадрильи с авианосца «Викториес». Это были не только первые из 50 побед в воздушных боях, одержанных на «Корсарах» флота Ее Величества, но и вообще первые сбитые взлетевшими с авианосца «Корсарами» самолеты. Ранее победы на «Корсарах» одерживали только летчики эскадрилий корпуса морской пехоты США, базировавшихся на береговых аэродромах.
Очередной воздушный бой британские «Корсары» получили возможность провести лишь в октябре 1944 г. над Никобарскими островами, к этому времени в Индийском океане «Корсары» оставались только на борту авианосца «Викториес». В воздушном бою с истребителями «Оскар» авиации японской армии ценой потери двух «Корсаров» и одного «Хэллкета» было сбито семь самолетов противника. Часто указывается, что канадец лейтенант Алек Дурно из 1834-й эскадрильи записал на свой счет сразу четыре победы — одну личную и три групповых, на пару с ведомым. Некоторые путают Алека Дурно, канадца, который тогда являлся старшим офицером 1834-й эскадрильи, с его полным тезкой — летчиком той же эскадрильи лейтенантом Алеком дурно, шотландцем по национальности.
Одной из последних операций британского флота в Индийском океане, в которой принимали участие «Корсары» авианосца «Викториес» стал рейд 4 января 1945 г. на нефтеперегонный завод в Пангкалан-Брандан, остров Суматра. «Корсары» вместе с «Сифайрами» F III из авиагруппы авианосца «Индефатигебл» прикрывали ударные «Эвенджеры». В воздушном бою с японской стороны приняли участие истребители «Дина», разведчики «Дина» и бомбардировщики «Салли».
Британские пилоты сбили 12 самолетов, потеряв один «Эвенджер». Семь японских самолетов сбили летчики «Корсаров»: лейтенант Дурно (канадец!) в группе сбил одну «Дину» и один «Салли»; суб-лейтенант Дон Шеппард (также канадец) из 1836-й эскадрильи сбил два «Оскара».

 

После начала формирования британского Тихоокеанского флота в январе 1945 г. корабли Royal NAVY перебазировались из Тринкомали в Сидней. На переходе командование решило использовать редкий случай — сосредоточение в одном соединении четырех ударных авианосцев. Перед летчиками корабельных авиагрупп поставили задачу нанести удар по нефтеперерабатывающему заводу в районе Палембанга на острове Суматра. Ранее завод принадлежал известной британской кампании Шелл. Рейды на Палембанг планировались еще в конце декабря 1944 г., они получили кодовое обозначение «Меридиан 1» и «Меридиан 2». 24 января палубная авиация совершила 144 самолетовылета. Налеты продолжались пять дней — это была вторая по своему размаху операция британской авианосной авиации в период второй мировой войны. В составе первой волны находилось 32 истребителя «Корсар» из состава авиагрупп авианосцев «Илластриес» и «Викториес». 16 истребителей входили в состав непосредственного эскорта бомбардировщиков, 16 — прикрывали ударные самолеты сверху.
На отражение налета японцы подняли истребители «Тодзё», «Ник» и «Оскар». В воздушном бою было сбито пять «Корсаров», однако японцы потеряли 34 самолета на земле в результате бомбежки аэродрома. Затем ударную группу атаковало более 20 японских армейских истребителей, но «Корсары» «верхней» группы сорвали атаку, сбив восемь из них, ценой потери одного «Корсара» из 1833-й эскадрильи.
Лучшего результата в бою с «Оскарами» и «Тодзё» добился ветеран морской авиации, уже добившийся почетного титула ас, майор (позже подполковник) Ронни Хэй, в то время он командовал 47-м авиакрылом. В авиации флота Ее Величества Хэй служил с 1939 г., свою первую победу (в группе) он одержал в ходе битвы за Норвегию на «Скуа» в составе входившей в авиагруппу авианосца «Арк Ройал» 801-й эскадрильи. На Средиземноморье летчик записал на свой счет еще семь личных и групповых побед. Тогда он летал на «Фалмере» в составе 808-й эскадрильи, базировавшейся все на том же «Арк Ройале».
Роль Хэя в налетах на Палембанг уникальна, ас являлся «воздушным координатором», направлявшим действия всех групп самолетов. Специализированную подготовку для выполнения данной задачи Хэй в качестве командира авиакрыла прошел в апреле 1943 г. в Чэрми-Дауне. Прежде чем попасть на Тихий океан, Хэй передавал свой опыт и знания командирам авиационных подразделений, действовавших на Средиземноморье. Налеты на Палембанг являлись едва ли не последней возможностью для Хэя сверить теорию с практикой.
Четверка Хэя (в ней летал единственный в британском флоте ас «Корсаров» канадец суб-лейтенант Дон Шеппард) патрулировала между истребителями непосредственного сопровождения ударной группы и истребителями верхнего прикрытия. Хэй летал на специально доработанном «Корсаре II» с бортовым кодом «JT427»/»TPH»: на истребителе были смонтированы плановый и панорамный аэрофотоаппараты. Ронни Хэй окончил курсы аэрофотографов в учебном центре RAF в Бенсоне. «Воздушный координатор» считал, что фотосъемка боя необходима для последующего анализа действий летчиков. Все свои четыре победы на «Корсарах» ас одержал именно на самолете «JT427»/»ТРН». Через много лет после окончания войны, в конце XX века, Хэй вспоминал:

Кабина «Корсара» огромна, ты восседаешь в ней словно король, видимость через остекление каплеобразного фонаря на «Корсаре II» можно считать неограниченной. Как-то, уже после Суматры, я приземлился на заполненный темно-синими «Корсарами» последней модели F4U-4 аэродроме Манус, Адмиралтейские острова. Я поинтересовался, какого… собственно говоря, эти истребители здесь стоят? Оказалось, что в ВМС США истребители «Корсар» снимают с вооружения подразделений первой линии и направляют на капитальный ремонт после 500 часов налета. Наши «Корсары II» налетывали без серьезного ремонта по 2000 часов! Я спросил американца можно ли поменять мой «драндулет» на какой-нибудь подлежащий ремонту «Корсар». «Да бери любой», — пожал плечами янки: «Делай с ним чего захочешь!» Грустно, но я не воспользовался щедростью американца — страшно представить гнев моего адмирала, угляди он на палубе «Викториеса» яркое синее пятно американского «Корсара» на фоне наших серых истребителей!
Однако, вернемся к Палембангу. Все принимавшие участие в налете «Корсары» несли дополнительные топливные баки, обеспечивавшие пятичасовую продолжительность полета. Сначала мы вырабатывали топливо из этих баков, после чего баки сбрасывались. Я вел собственное, отдельное, звено, ведомым летел Шеппард. Мы постоянно сканировали воздушное пространство во всех секторах в ожидании появления японских самолетов.
В результате первого налета завод пострадал лишь частично. Я не мог в полной мере координировать действия групп «Эвенджеров II», «Файрфлаев I», «Хэллкетов I», «Корсаров II» и «Сифайров» F III, поскольку на моем самолете в результате попадания снаряда или пули вышел из строя топливный насос. Я вместе со своим звеном занял позицию, с которой мог отсечь вражеские истребители от «Эвенджеров». «Тодзё» пытался прорваться к «Эвенджерам», но я легко поймал японца в сетку прицела: двухсекундная очередь — японец запылал. Вероятно, я поразил топливный бак самолета противника. Затем наше вено спикировало на «Оскара». Я также всадил в него очередь; в отличии от «Тодзё», «Оскар» не загорелся — он просто врезался в землю на высокой скорости.

 

Пятью днями позже, сразу по завершению операции «Меридиан II», я выполнил полет на аэрофотосъемку результатов налетов. Мой «Корсар» перехватила четверка японских истребителей «Тодзё» и «Оскар». Я немедленно прервал выполнение разведывательного задания. Шеппард и я быстренько разобрались с противником, записав каждый на свой личной счет по две «половинки». В бою с японцами мы имели преимущество за счет скоростных качеств «Корсара».
В 1945 г. на Тихом океане действовали вооруженные «Корсарами» эскадрильи № 1830и№ 1833 из состава авиагруппы авианосца «Илластриес», № 1834 и № 1836 с «Викториеса», № 18841 и № 1842 с «Формидебла». Обычно на вооружении одной эскадрильи находилось 18 истребителей, «командировка» подразделения на войну длилась восемь месяцев. На вооружении авиагрупп авианосца «Формидебл» находились «Корсары» модели Mk IV, это был боевой дебют самолетов данной модификации.
Однако вернемся опять ненадолго к операции «Меридиан». Помимо Хэя и Шеппарда три победы в воздушных боях над Суматрой одержали летчики «Корсаров» из 1830-й и 1834-й эскадрилий. Англичане также понесли потери — был сбит лейтенант Дурно (одна личная и четыре групповые победы на «Корсаре»). Дурно и еще один сбитый пилот попали в плен, их освободили из лагеря Чэнги в августе 1945 г.
После прибытия в Сидней британские авианосцы вместе с кораблями 5-го американского флота образовали «Тэск форс 57». Из 270 британских самолетов — 110 были «Корсары». Пробой пера авианосцев флота Ее Величества на новом театре военных действий стала операция «Айсберг» — вторжение на Окинаву. Первые боевой вылет на Тихом океане «Корсары» из Fleet Air Arm совершили 26 марта 1945 г. Летчики «Корсаров» штурмовали японские зенитные батареи, наносили удары по наземным целям, а еще у них появилась новая работа — охрана кораблей от атак камикадзе. Ронни Хэй вспоминал:
В последние военные месяцы основную угрозу кораблям представляли камикадзе. Наиболее уязвимы наши авианосцы становились в момент подготовки самолетов к боевому вылету, когда палубы кораблей заполоняли бомбы, а в баки самолетов по горлышко заливалось топливо. Авианосец в этот момент представлял собой огромную бомбу, поставленную на боевой взвод. Заставить сработать взрыватель было бы не так уж и трудно. Я помню находился в кабине своего истребителя и готовился к взлету, когда загрохотала вся артиллерия корабля. К авианосцу устремился одиночный самолет — не то «Зеро», не то «Вэл». К счастью пушкари не промахнулись: японец рухнул в воду прямо по курсу корабля. Почти одновременно самолет камикадзе сбили артиллеристы авианосца «Индом» в момент, когда корабль принимал возвращавшиеся после боевого вылета самолеты. Я получил разрешение и повел на взлет свое звено.
В воздушных боях середины апреля летчики «Корсаров» сбили десять японских самолетов: победы поровну разделили пилоты авианосцев «Викториес» и «Илластриес». 4 мая британские «Корсары» перехватили группу из примерно 20 разнотипных самолетов противника, атаковавших авианосное соединение. При отражении налета Дон Шеппард одержал свою пятую победу, став таким образом асом. Еще три самолета сбили летчики с «Викториеса». На следующий день была одержана первая победа на «Корсаре» Mk IV — отличился летчик из 1841-й эскадрильи с авианосца «Формидебл».
Окинава пала после месяца ожесточенных боев. Палубная авиация понесла ощутимые потери: две трети из 270 самолетов британских авианосцев вышли по различным причинам из строя. Корабли «Тэск Форс 57» ушли в Сидней зализывать раны. В зоне боев они появились в конце июля. До конца войны летчики британских «Корсаров» одержали всего две победы в воздушных боях, обе — на счету пилотов 1841-й эскадрильи: в конце июля был сбит «Кэйт», 9 августа — «Грэйс».

 

В последние военные дни погиб ветеран воздушных боев второй мировой войны канадец из 1841-й эскадрильи командир звена лейтенант Роберт Хэмптон Грэй. Грэй наносил удар по японским кораблям у побережья Хонсю, он подошел к цели на дистанцию 5- футов. Корабль, который поразил летчик, взорвался, этим же взрывом разметало «Корсар» канадца. Грэй начал воевать в апреле 194 г., он принимал участие в налете на «Тирпиц». Лейтенант Роберт Хэмптон Грэй стал одним из двух летчиков Fleet Air Arm, удостоенных в годы второй мировой войны высшей военной награды Великобритании — Креста Виктории.
Так окончилась война для пилотов британских «Корсаров». Из 18 эскадрилий, получивших на вооружение самолеты данного типа, в боях приняли участие восемь. Великобритании поставлялись «Корсары» четырех модификаций, но машины только двух моделей принимали участие в боевых действиях. 40 последних «Корсаров» сняли в Великобритании с вооружения в августе 1946 г. Всего британцы получили чуть больше 2000 истребителей «Корсар».

About the author