Оригинальный проект асимметричного самолета

Шведским авиаконструктором Сигурдом Изаксоном предложен оригинальный проект двухместного двухмоторного многоцелевого бомбардировщика и истребителя сопровождения (см. рисунок). Отказ от классической схемы двухмоторного самолета объясняется тем, что, по предположению автора проекта, расположение моторов тандем в одной мотогондоле, а не в двух, как в обычной схеме, может дать уменьшение общего лобового сопротивления самолета на десять процентов.

 

Благодаря этому выигрышу конструктор, по- видимому, имеет возможность обеспечить большую скорость самолета, сохраняя его сильное вооружение и бронирование *. Одним из сложнейших вопросов проектирования самолетов этой схемы является трудность симметричного размещения нагрузки. В данном проекте крыло симметричное в плане, скоростного профиля. Подобрав соответствующим образом плечи центров тяжести фюзеляжа и мотогондолы относительно оси симметрии крыла, конструктор получил возможность разместить бензобаки, бомбовые подвески и пулеметы на равных расстояниях по обе стороны от этой оси.
Предусмотренное проектом полулежачее положение пилота в полете дает возможность свести до минимума мидель фюзеляжа. Кроме того, оно благоприятно и с точки зрения восприятия весьма значительных перегрузок, возникающих вд время маневрирования при больших скоростях полета. При выполнении резких маневров второй член экипажа также имеет возможность принять полулежачее положение, откидывая для этого назад спинку своего сиденья.
Винтомоторная группа самолета состоит из двух моторов Нэпир «Сэйбр», предположительно развивающих взлетную мощность по 2350 л. с. Моторы снабжены реактивными выхлопными патрубками с пламегасителями. Заслуживает внимания радиаторная установка с выходной щелью на нижней поверхности крыла. Винты соосные.
Общий запас горючего 1730 л. Два главных бензобака емкостью по 580 л помещены в средней части фюзеляжа и в мотогондоле. Три других бензобака общей емкостью 570 л, так же как и маслобак емкостью 150 л, размещены в центроплане крыла.
При использовании самолета в качестве бомбардировщика оба главных маслобака снимаются и вместо них устанавливаются бомбодержатели. Все бензобаки протестированы. Предусмотрено заполнение баков охлажденными выхлопными газами.
Проектом предусмотрено только неподвижное стрелково-пушечное вооружение, состоящее из двух пушек калибра 20 мм и шести пулеметов калибра 13 мм. Пушки установлены в передней части фюзеляжа — ниже сиденья пилота и несколько позади него. Пулеметы расположены по три у наружных нервюр центроплана. Боекомплект обеспечивает непрерывное ведение огня в течение 15 с. Обогрев пушек (так же как и кабины) предусмотрен от системы маслорадиатора. Пулеметы обогреваются специальной проводкой выхлопных газов от моторов.
В бомбардировочном варианте бомбы размещаются под крылом в следующих комбинациях: 4×250 кг, 4×100 кг или 4×50 кг. Максимальная бомбовая нагрузка составляет 1500 кг, причем варианты те же, но, кроме того, в фюзеляже и мотогондоле располагается дополнительная нагрузка из 5х100 кг или 5×50 кг.

* Впрочем, как известно, самолет подобной схемы, построенный немецкой фирмой «Блом и Фосс» (см. ЭИ № 34, 1942 г.), не имел успеха и в серию не пошел. Прим. ред.

Характеристика самолета

Размах крыла, м 16,0
Длина самолета, м 13,1
Площадь крыла, м² 33,9
Полетный вес истребителя, кг 9000
Нагрузка на крыло, кг/м² 266
Максимальная скорость, 5-минутная на высоте 6500 м, км/ч 770
Максимальная крейсерская скорость на высоте 7800 м, км/ч 700
Посадочная скорость, км/ч 155
Потолок, м 10700
Подъем на 6500 м, мин 6,1
Максимальная дальность полета истребителя, км 1800
Максимальная дальность полета бомбардировщика с 1000 кг бомб, км 1500
Максимальная дальность полета бомбардировщика с 1500 кг бомб, км 1070
Продолжительность полета истребителя, ч 2,7

About the author